07
Окт

Проблемные вопросы и предложения по улучшению работы

Проблемы, препятствующие внедрению Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

1. отсутствие федеральных нормативно-правовых актов существенно затрудняет нормотворчество на уровне регионов.

На сегодня, наиболее критично отсутствие примерного порядка предоставления социальных услуг, без которого невозможна разработка стандартов на услуги, а соответственно и определение подушевых нормативов финансирования и тарифов.

Примерный порядок необходим для определения процедур признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составления индивидуальных программ и главное – разработки стандартов на услуги, являющихся ключевым элементом правовой модели, формируемой федеральным законом:

Описание этапа Примечание
Утверждение субъектом РФ перечня социальных услуг (далее – «перечень») Формируется перечень конкретных социальных услуг, являющихся гарантией и расходным обязательством государства перед гражданином (при наличии у последнего индивидуальной нуждаемости)
Принятие государственного стандарта на каждую услугу, включенную в перечень социальных услуг Государственный стандарт в составе порядка предоставления услуг определит гарантированный объем каждой услуги, входящий в перечень социальных услуг, то есть что из себя представляет конкретная услуга как «ресурс-процесс-результат» или как лот, который может быть выставлен на свободные торги и подвергнут последующему контролю исполнения
Включение социального обслуживания в региональные программы социального обслуживания Объем ресурсов, включаемых в региональные программы, формируется исходя из прогнозируемой потребности в услугах и подушевых нормативов финансирования на каждую услугу, включенную в перечень, которые исчисляются на основании государственного стандарта на услуги
Доведение государственного задания, либо открытое конкурсное размещение заказа на исполнение мероприятий региональной программы (на оказание государственных социальных услуг) Перечнем закупаемых услуг станет перечень социальных услуг, а техническим заданием по каждой услуге государственный стандарт. Исполнителем на конкурсной основе может стать организация любой формы собственности

2. проекты федеральных нормативно-правовых актов, доступные в открытых источниках, также сложно применять, поскольку степень их проработанности соответствует уровню проекта, в том числе имеются не устраненные противоречия с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

3. отсутствует единый доступный для специалистов обновляемый банк документов и проектов федерального и регионального уровня. Например, при внедрении Федерального  закона  от  08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О  внесении  изменений в отдельные законодательные акты  РФ в связи с совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений» такой банк документов велся на сайте Министерства финансов РФ и это было очень удобно;

4. без методического обеспечения со стороны Министерства труда и социальной защиты РФ затруднено нормативное регулирование на уровне субъекта организации профилактики, поскольку:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, — система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Однако ст. 29 предусматривает исчерпывающий перечень мероприятий по профилактике:

  • обследование условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий;
  • анализ данных государственной статистической отчетности, проведение при необходимости выборочных социологических опросов.

Данный набор действий явно не достаточен для достижения задач, предусмотренных формулировкой ст. 3. На практике, за пределами правового поля оказались такие направления профилактической работы, как:

  • осуществление социального мониторинга, направленного на выявление и устранение причин ухудшения условий жизнедеятельности граждан;
  • проведение занятий в группах взаимоподдержки, секциях, кружках по интересам, клубах общения;
  • подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание;
  • проведение занятий «Школы пожилого возраста» по направлениям: активное долголетие, безопасная жизнедеятельность, компьютерная грамотность, творческая и прикладная деятельность, профессиональная ориентация, обучение навыкам ухода, правовая и экономическая культура,  социальный туризм, краеведение и др.;
  • осуществление социального патронажа граждан;
  • психопрофилактическая работа (содействие в формировании у граждан потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента);
  • содействие в активизации собственных возможностей граждан по преодолению и предупреждению обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании.

Предложения по улучшению работы

1. Ускорить принятие федеральных НПА в первую очередь по двум системообразующим направлениям, требующим значительного объёма организационных мероприятий уже в 2014 году (составление индивидуальных программ, которые будут действовать с 1 января 2015 года, перезаключение договоров на социальное обслуживание, определение нормативов подушевого финансирования социальных услуг и тарифов на них):

  • определение нуждаемости в социальном обслуживании и составление индивидуальных программ (утверждение формы индивидуальной программы);
  • принятие стандартов на социальные услуги в составе порядка предоставления социальных услуг (утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг).

Готовы предложить имеющиеся наработки по формированию стандартов и форму стандарта на социальные услуги (разработано 280 проектов стандартов):

порядок оказания услуги (состав и элементы услуги) объем предоставления услуги условия оказания социальной услуги, определяющие качество социальной услуги
 

1. Норматив предоставления услуги: …

2. Периодичность предоставления услуги: …

3. Единица услуги: …

4. Подушевой норматив финансирования социальной услуги (нормативная стоимость услуги): …

1. Условия размещения учреждения: …

2. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация: …

3. Специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.): …

2. Создать в сети Интернет единую обновляемую библиотеку федеральных и региональных НПА, в том числе проектов, с открытым доступом к ней специалистов от регионов, с возможностью обсуждения, обмена информацией.

3. Привлекать к разработке федеральных НПА рабочие группы из экспертов-практиков от регионов, в том числе удаленно с использованием электронных средств связи.